FATCA

В целях соблюдения требований Федерального закона от 28.06.2014 г. № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Банк принимает все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) и юридических лиц (в т.ч. кредитных организаций), заключающих (заключивших) с Банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, включая Закон США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) (далее – «иностранный налогоплательщик», «клиент-иностранный налогоплательщик»).


FATCA направлен на предотвращение уклонения налогоплательщиков США (юридических и физических лиц) от уплаты налога в США на доходы, получаемые от инвестирования в финансовые институты за пределами США. В целях исполнения требований FATCA Банк зарегистрирован на портале Налоговой службы США (Internal Revenue Service of the United States (IRS)) в качестве финансового иностранного института, соблюдающего требования FATCA (PFFI) о раскрытии информации. По результатам регистрации Банку присвоен Глобальный индивидуальный идентификационный номер посредника (идентификатор FATCA) (Global Intermediary Identification Number, GIIN) – PRZ4UB.99999.SL.643.


Банком утверждены критерии отнесения клиентов к категории клиентов-иностранных налогоплательщиков, представляющие собой перечень признаков, по мнению Банка свидетельствующих о принадлежности клиентов к лицам, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, а также состав необходимой информации, позволяющей идентифицировать клиента-иностранного налогоплательщика или опровергнуть его принадлежность к указанной категории лиц.


Соответствие клиента хотя бы одному из критериев и/или любая неопределенность в вопросе соответствия клиента хотя бы одному из критериев, является основанием для Банка предполагать, что клиент принадлежит к категории лиц «иностранный налогоплательщик». В целях подтверждения или опровержения такого предположения, Банк вправе запросить у клиента дополнительную информацию. Запрошенная Банком информация подлежит предоставлению в виде оригиналов и/или заверенных клиентом копий документов подтверждающих/опровергающих предположение Банка.


Основные критерии отнесения физических лиц к категории клиента-иностранного налогоплательщика:


  • физическое лицо является гражданином иностранного государства или имеет одно или несколько гражданств иностранных государств;
  • физическое лицо имеет одновременно с гражданством РФ гражданство одного или нескольких иностранных государств (за исключением государств – членов Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия));
  • физическое лицо имеет одновременно с гражданством РФ разрешение на постоянное пребывание (вид на жительство) в одном или нескольких иностранных государствах (за исключением государств – членов Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия));
  • физическое лицо имеет налоговое резидентство в одном или нескольких иностранных государствах согласно законодательству соответствующего государства;
  • физическое лицо постоянно проживает (долгосрочно пребывает) в иностранном государстве, т.е. физическое лицо находится на территории этого государства не менее срока, установленного законодательством иностранного государства для признания налогоплательщиком-налоговым резидентом иностранного государства.

Дополнительные критерии отнесения физических лиц к категории клиента-иностранного налогоплательщика США:


  • наличие гражданства (по рождению или в порядке натурализации) или резидентства США (карточки постоянного жителя I-551 или I-151 (United States Permanent Resident Card или «Green card», «зеленой карты») (независимо от наличия иного гражданства, в том числе гражданства России);
  • физическое лицо имеет разрешение на постоянное пребывание в США (карточку постоянного жителя I-551 или I-151);
  • физическое лицо постоянно проживает (долгосрочно пребывает) в США.

Физическое лицо признается налоговым резидентом США по основанию долгосрочного пребывания, если оно находилось на территории США не менее 31 дня в течение текущего календарного года и не менее 183 дней в течение 3 лет, включая текущий год и два непосредственно предшествующих ему года. При этом сумма дней, в течение которых физическое лицо присутствовало на территории США в текущем году и за два предшествующих года, умножается на установленный коэффициент: для текущего года - 1 (т.е. учитываются все дни, проведенные в США в текущем году); для прошлого года - 1/3; для позапрошлого года - 1/6.


Налоговыми резидентами США не признаются учителя/тренеры, студенты и стажеры, временно присутствовавшие на территории США на основании виз типа «F», «J», «M» или «Q», профессиональные спортсмены, временно пребывающие на территории США для участия в благотворительных спортивных мероприятиях (если не выполняется условие постоянного места пребывания).


  • физическое лицо не имеет официально оформленного гражданства США, но имеет место рождения в США;
  • фактический адрес проживания и/или наличие почтового адреса (в т.ч. абонентского почтового ящика) в США;
  • наличие одного из действующих телефонных номеров (или единственного) и/или факса, зарегистрированного в США (начинается с +1 или 001);
  • наличие доверенности или иного документа, удостоверяющего право подписи на имя лица, имеющего адрес в США;
  • наличие действующих инструкций на осуществление регулярного перевода средств со счета клиента по адресу в США или на счет, открытый в США;
  • наличие адреса «для передачи почтовых отправлений» или адреса «до востребования» в США.

В процессе идентификации и обслуживания Банком может быть выявлено (в т.ч. на основе представленных документов и сведений) наличие каких-либо иных признаков, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности физического лица к категории иностранного налогоплательщика.


Основные критерии отнесения юридических лиц к категории клиента-иностранного налогоплательщика:


  • юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) в иностранном государстве и не относится к категории юридических лиц, исключенных из-под действия требований иностранного налогового законодательства;
  • юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) в соответствии с законодательством иностранного государства;
  • юридическое лицо имеет налоговое резидентство в одном или нескольких иностранных государствах;
  • не менее 10 % акций (долей участия) уставного капитала юридического лица прямо или косвенно контролируются гражданами иностранных государств; гражданами, имеющими одновременно с гражданством РФ гражданство одного или нескольких иностранных государств (за исключением государств – членов Таможенного Союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия)); гражданами, имеющими вид на жительство в иностранном государстве или постоянно проживающими (долгосрочно пребывающими) в иностранном государстве.

Дополнительные критерии отнесения юридических лиц к категории клиента-иностранного налогоплательщика США:


  • юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) в соответствии с законодательством США;
  • юридическое лицо имеет налоговое резидентство в США;
  • юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) на территории США
  • и не относится к юридическим лицам, исключенным из состава специально указанных налоговых резидентов США;
  • юридическое лицо зарегистрировано (учреждено) не на территории США и не является налогоплательщиком США, но при этом:

- в состав контролирующих лиц (бенефициарных владельцев) юридического лица, которым прямо или косвенно принадлежит более 10 % акций (долей участия) в нем, входит физическое лицо или юридическое лицо, которое признано Банком налогоплательщиком США на основании критериев, установленных настоящим Регламентом;

- более 50 % (по отдельности или в совокупности) совокупного дохода такого юридического лица за предшествующий год составляют «пассивные доходы» (FDAP – Fixed, Determinable, Annual, Periodical Income – Фиксированный, Определяемый, Годовой или Периодический доход от источника на территории США) и более 50 % (по отдельности или в совокупности) от средневзвешенной величины активов юридического лица (на конец квартала) составляют активы, приносящие такие доходы;

  • фактический или почтовый адрес на территории США;
  • один из действующих телефонных номеров (или единственный) и/или факс, зарегистрированный в США (начинается с +1 или 001);
  • наличие доверенности или иного документа, удостоверяющего право подписи на имя лица, имеющего адрес в США;
  • наличие действующих инструкций на осуществление регулярного перевода средств со счета клиента по адресу в США или на счет, открытый в США;
  • наличие адреса «для передачи почтовых отправлений» или адрес «до востребования» в США.

В процессе идентификации и обслуживания юридического лица Банком может быть выявлено наличие (в т.ч. на основе представленных документов и сведений) каких-либо иных признаков, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности юридического лица к категории иностранного налогоплательщика.


Способы получения информации от клиентов


В целях выявления критериев отнесения клиентов к категории иностранного налогоплательщика Банк использует любые доступные ему на законных основаниях способы получения необходимой информации, в том числе такие как:

  • заполнение клиентом Опросного листа для целей определения статуса иностранного налогоплательщика по установленной Банком форме, а также анкеты и/или формы, подтверждающей/опровергающей возможность его отнесения к иностранным налогоплательщикам (например, для налогоплательщиков США – форм W-9, W-8);
  • проведение анализа имеющейся и доступной информации о клиенте, в том числе информации, содержащейся в торговых реестрах иностранных государств, средствах массовой информации, коммерческих базах данных и т.п.;
  • иные способы, разумные, обоснованные, доступные и достаточные в соответствующей ситуации, включая письменные и устные вопросы/запросы клиенту.

Информационная брошюра "Автоматический обмен финансовой информацией по стандарту ОЭСР"